Жестовые имена, детский лепет руками и искусство глухих: что нужно знать о жестовых языках

Международный день глухих

Русский жестовый язык (РЖЯ) получил официальный статус в России еще в 2012 году, но до сих пор в обществе существует множество мифов и недопониманий вокруг него. Многие воспринимают его как упрощенную систему знаков, а не как полноценный и богатый язык. Эта статья отвечает на ключевые вопросы и развеивает основные заблуждения о мире глухих и слабослышащих.

Язык жестов или жестовый язык? Важное терминологическое различие

Первое и самое важное, что нужно усвоить — это разница между двумя понятиями:

  • «Язык жестов» — это не язык в лингвистическом смысле. К этой категории относится, например, язык тела или специальные знаки, используемые военными или спасателями. Это вспомогательные системы.
  • «Жестовый язык» (например, РЖЯ, ASL) — это полноценный, живой и естественный язык, обладающий собственной грамматикой, синтаксисом и богатым словарным запасом. Он так же сложен и уникален, как английский или японский, но существует в визуально-пространственной, а не звуковой модальности.

Глухие или глухонемые? Корректная терминология

Устаревший и сегодня считающийся некорректным термин «глухонемой» несет в себе ошибочный посыл. Человек, владеющий жестовым языком, не является «немым» — он способен полноценно выражать свои мысли, эмоции и идеи, просто делает это с помощью жестов, мимики и дактиля. Правильный и уважительный термин — «глухие» или «слабослышащие».

Как дети начинают говорить на жестовом языке: лепет руками

Развитие ребенка в жестовой среде проходит удивительные этапы. Дети из семей глухих или слышащие дети глухих родителей (CODA) с рождения становятся билингами.

Исследования показывают, что на жестовом языке малыши часто начинают «лепетать» раньше, чем их сверстники на звучащих языках. Причина проста: для осознанных движений руками не нужно ждать, пока разовьется сложный артикуляционный аппарат. Младенец может повторять жесты, пусть и не совсем точно копируя траекторию и форму — это и есть жестовый эквивалент детского агуканья.

Проблемы образования: почему жестовый язык до сих пор под запретом?

Одна из самых острых проблем в сообществе глухих в России — это образовательная система. До сих пор во многих школах для глухих детей действует устаревший «оральный» подход, при котором жестовый язык либо не используется, либо прямо запрещается.

Сторонники этого метода считают, что жестовый язык помешает ребенку научиться читать с губ и говорить. Однако на практике это приводит к обратному эффекту — языковой депривации. Пока слышащие сверстники осваивают школьные предметы, глухой ребенок тратит все свои когнитивные ресурсы на то, чтобы просто понять, что от него хочет учитель. В результате он отстает и в освоении знаний, и в общем развитии.

История и сообщество: как формировались жестовые языки

Современные жестовые языки, такие как РЖЯ, американский (ASL) или французский (LSF), начали активно формироваться в XVIII-XIX веках. Этому способствовали два ключевых фактора:

  1. Промышленная революция, которая привела к миграции населения в города, где глухие люди смогли создавать более крупные и сплоченные сообщества.
  2. Открытие первых специализированных школ для глухих, которые стали центрами развития и стандартизации языка.

CODA: Дети глухих родителей — мост между двумя мирами

CODA (Children of Deaf Adults) — это особая группа в сообществе. Это слышащие дети, рожденные в семьях глухих родителей. С рождения они являются носителями жестового языка и культуры глухих, что делает их естественными билингами и бикультуралами.

Долгое время, до появления системы профессиональной подготовки переводчиков РЖЯ, именно CODAs по умолчанию выполняли роль переводчиков для своих родителей в самых разных жизненных ситуациях — от визита к врачу до родительского собрания в школе.