Социальная реклама — цели, отличия и правовые нюансы

Социальная реклама — цели, отличия и правовые нюансы

Социальная реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц. Её ключевая цель — достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. В отличие от обычной рекламы, у социальной рекламы нет цели коммерческого характера.

Основные отличия от обычной рекламы

Главное отличие заключается в цели распространения:

  • Обычная реклама нацелена на получение коммерческой выгоды, продвижение товара или услуги на рынке.
  • Социальная реклама не преследует коммерческих задач и направлена на изменение моделей общественного поведения, привлечение внимания к проблемам социума.

На практике это означает строгие ограничения на содержание. В социальной рекламе нельзя упоминать конкретные марки, товарные знаки, знаки обслуживания и иные средства индивидуализации, физических лиц и юридических лиц.

Допускается упоминание:

  • государственных и муниципальных органов;
  • спонсоров;
  • физических лиц в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении;
  • СО НКО (если содержание рекламы непосредственно связано с информацией об их деятельности, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей).

Что не является социальной рекламой

Эксперты обращают внимание, что далеко не вся информация, публикуемая некоммерческими организациями, является социальной рекламой. К ней не относится:

  • информация о своих мероприятиях и услугах (платных и бесплатных);
  • информация о своей деятельности;
  • анонсы мероприятий партнеров;
  • обзоры или сравнения товаров;
  • благодарности партнерам;
  • призывы сделать пожертвование.

Важно: в законодательстве не существует понятия «самореклама» НКО.

Новые правила маркировки с 1 марта 2025 года

С 1 марта 2025 года вступают в силу новые правила, которые ужесточают требования к маркировке социальной рекламы в интернете. Теперь, как и коммерческая реклама, она должна будет содержать:

  1. Пометку «Социальная реклама».
  2. Идентификатор (токен), полученный в системе ОРД (Оператор рекламных данных).
  3. Информацию о рекламодателе (например, наименование и ИНН).

Для получения идентификатора НКО необходимо проверить наличие в уставе кода ОКВЭД 73 («Рекламная деятельность»), создать личный кабинет на сайте ОРД и после проверки присваивать своим материалам идентификаторы.

Ответственность за нарушения

Нарушение законодательства о рекламе, в том числе правил размещения социальной рекламы, влечет административную ответственность по ст. 14.3 КоАП РФ. Штрафы для юридических лиц могут достигать от 100 до 500 тысяч рублей.

Социальная реклама — мощный инструмент воздействия на общество, требующий строгого соблюдения законодательства. Его основная задача — формирование или поддержание интереса к общественно значимым ценностям, а не продвижение товаров или услуг на рынке.

Надеюсь, эта заметка была вам полезна! Если вам нужна более подробная информация о процедуре получения идентификатора в ОРД или о том, как работает 5-процентная квота на обязательное размещение такой рекламы, дайте знать.