В жесте — драма, в паузе — выбор. Российский режиссер Игорь Чигасов о том, почему театр неслышащих актеров завораживает и открывает новые горизонты.
Игорь Чигасов, режиссер, педагог и руководитель театра TOGGER, уже в третий раз входит в состав жюри Международного фестиваля театрального искусства «Территория жеста». В интервью он рассказал о том, что привело его в театр неслышащих актеров, как оценивается работа участников и в чем заключается уникальность этого фестиваля.
Ранее по теме: Ирина Безрукова — в жюри фестиваля «Территория жеста»
Путь к театру жестов
Интерес Игоря Чигасова к жестовому языку зародился еще в детстве, когда в пионерском лагере «Цементник» в Вольске слышащие и неслышащие дети находились в одном отряде. «Приехав из лагеря, мы все еще очень долго говорили на жестовом языке. Мне даже родители сказали: «Слушай, мы ничего не понимаем, говори уже голосом»», — вспоминает Чигасов.
Второй важной вехой стала встреча в 1990-е годы с голландскими актерами, которые приехали в Москву с фестивалем «Театр Спорт». Именно тогда он впервые увидел актеров Театра Мимики и Жеста и был поражен их мастерством: «Голландцы очень много работали с пантомимой, работали гениально, и здесь наши российские артисты из Театра Мимики и Жеста ни в чем им не уступали».
Когда судьба привела его жить в Измайлово, он обнаружил, что по соседству находится тот самый театр, и не смог не зайти познакомиться с его директором Робертом Фоминым. Эта встреча и привела к многолетнему сотрудничеству.
Фестиваль как творческая лаборатория
«Любой театральный фестиваль — это, конечно, обмен опытом», — отмечает Чигасов. Но «Территория жеста» для него нечто большее: «Здесь я вижу, как создается театр — это и изучение истории и проблем, и развитие и создание языка жеста для театра».
Фестиваль предоставляет уникальные возможности для профессионального роста через мастер-классы и нетворкинг. По словам Чигасова, жестовый язык открывает широкие возможности для физического театра, позволяя находить новые художественные формы и выразительные средства.
Критерии оценки театрального мастерства
Чигасов сравнивает процесс оценки спектаклей с судейством в фигурном катании, где есть две основные составляющие — техническое мастерство и артистизм.
- Техническое мастерство: «Великолепно подготовленный артист с точки зрения выполнения пластического рисунка, и, как правило, в театре неслышащих актеров от этого просто невозможно оторвать взгляд»
- Артистизм: «Когда начинает работать язык тела, мы понимаем, что это какой-то конфликт, который выходит на очень высокую эмоциональную точку»
Особое значение режиссер придает паузе в театральном действии: «Мне кажется, доминанта театра — это пауза, потому что в паузе герои принимают решение, в паузе зал затихает и ждет того решения, которое примет герой. Это момент выбора. Это момент события».
Бремя ответственности и пожелания участникам
Быть членом жюри — нелегкая задача. Чигасов признается: «Мне лично бывает психологически тяжело уже после того, как все решения приняты и все награды вручены». В момент оценки он старается абстрагироваться и превратиться в обычного зрителя, получая удовольствие от происходящего на сцене.
Участникам фестиваля он желает: «Что-то найти для себя, открыть что-то новое. В общем, я желаю всем открытий и творческого развития». Чигасов подчеркивает, что фестиваль из года в год сохраняет высокий профессиональный уровень и дает возможность для настоящих творческих открытий.
Фестиваль «Территория жеста» демонстрирует, как театральное искусство объединяет людей, преодолевая барьеры и создавая новый универсальный язык понимания — язык тела, жеста и эмоций.
🔗 Вся афиша и регистрация: teatrmig.ru/afisha
🔗 Сайт фестиваля: festivalmig.ru
Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Национального проекта «Семья».
Информационный портал «Город особенных людей» является информационным партнером, освещаем ключевые события Международного фестиваля театрального искусства «Территория жеста».